[phpBB Debug] PHP Notice: in file /viewtopic.php on line 990: date() [function.date]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Moscow' for 'MSK/3.0/no DST' instead
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /viewtopic.php on line 990: getdate() [function.getdate]: It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected 'Europe/Moscow' for 'MSK/3.0/no DST' instead
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/functions.php on line 3872: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /language/ru/common.php:1)
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/functions.php on line 3874: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /language/ru/common.php:1)
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/functions.php on line 3875: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /language/ru/common.php:1)
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/functions.php on line 3876: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /language/ru/common.php:1)
Клуб Любителей Мототехники • Просмотр темы - Установка качественного Hi-Fi звука в шлем своими руками

Клуб Любителей Мототехники

"КЛЮЧЕРС"
Текущее время: 21 ноя 2018, 19:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Установка качественного Hi-Fi звука в шлем своими руками
СообщениеДобавлено: 01 фев 2010, 18:21 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2009, 15:02
Сообщений: 103
Откуда: Москва-Бибирево
Медали: 3
За дальнобой 2-й степени. (1) За болото. (1) За статью 2-й степени. (1)
Скутер: SYM Joyride 200i
Стаж: 7 лет
Пункты репутации: 2

УСТАНОВКА КАЧЕСТВЕННОГО Hi-Fi ЗВУКА В ШЛЕМЕ СВОИМИ РУКАМИ.


:music:
Поскольку был опыт использования затычек и родного комплекта динамиков Bluetooth-гарнитуры, то из него я вынес для себя несколько точно сформулированных пожеланий, которые дали толчок воплощению этой идеи.
В связи с этим возникает вопрос, который задам в конце. Кому не интересна предыстория, могут сразу его прочитать и попробовать ответить.

Предыстория.
Имеется стерео Bluetooth-гарнитура в шлем Interphone F4. Диаметр диффузора родных динамиков ~25мм, что очень мало, хотя громко и не очень плохо. Измеренное сопротивление каждого динамика - 32ом.
Также имеются наушники AKG 26p. Сопротивление каждого динамика такое же, НО! Размер диффузора уже 40мм, что даёт намного лучшее качество звука и басовитость.
Пойдя простым путём, можно сделать звук в шлеме на порядок лучше. Но мы не ищем лёгких путей! :ugeek:
Из загашника были извлечены древние, но высшей категории Hi-Fi наушники AIWA X915. Внутри имеют плоский (то, что надо) динамик с диаметром диффузора 44мм. Сопротивление каждого динамика - 55ом. Играют - божественно даже на расстоянии от уха! Вставив такие себе в шлем, буду, наверное, единственным обладателем реально качественной музыки в дороге.
Но возникает вопрос.
Вопрос: если сопротивление родного динамика было 32ом, а будет 55ом, то насколько может измениться время автономной работы гарнитуры? Вопрос, подозреваю, сильно теоретический, но вдруг на эту тему существуют какие-нибудь выкладки, или модели расчётов, или примеры из практики, или ещё чего.

Поскольку ответы я уже получил, то теперь добавляю статью о реализации самого проекта.

Итак, идея нашла своё воплощение.
Ну, во-первых, надо начать немного с самой гарнитуры и шлема.
Сам шлем Caberg Sintesi я уже похвалил и немного поругал в этой теме.
Теперь пара слов о Bluetooth стерео гарнитуре CellularLine Interphone F4. Это одна из наиболее функциональных гарнитур на нашем рынке - в ней нет только радио. Выигрывает по цене, функционалу и продуманности крепежа у раскрученного у нас бренда Scala Rider. Мало того, она громче и дальше держит соединение. Кому интересно, полный обзор на английском здесь.
Далее. Шлемы, для которых производитель разработал свою гарнитуру, как правило, имеют открывающийся лючок-крышку, вместо которой вставляется блютуз от производителя. Caberg Sintesi тоже имеет свой лючок который пригодился на редкость удачно: один из двух видов крепежа гарнитуры к шлему я посадил аккуратно на винтики прямо на лючок - теперь ничего лишнего не торчит за пределами шлема.

Изображение

Ну а теперь о главном - о звуке.
Родные динамики Interphone F4 имеют диффузор ~25мм. Они очень громкие и качественные. Имеют два недостатка.
Первый. Как и многие представители "дорожной" акустики, имеют задранные высокие частоты (низкие задирать там некуда). На неискушённый слух могут показаться "яркими" - но эта задранность имеет свою необходимость. В уличном шуме и в шуме мотора, в первую очередь, пропадают и перестают быть разборчивыми низкие частоты - их компенсировать сложнее всего; либо наушники (в нашем случае, шлем) должны иметь очень закрытую структуру для звукоизляции, либо наращивать размер диффузора. А вот высокие и средние частоты прослушиваются лучше - разработчики справедливо компенсировали тот диапазон, который легче восстановить, его изначальной задранностью.
Второй. Небольшой размер диффузора. С одной стороны, если вам удастся расположить динамики вплотную к уху прямо напротив слухового канала - получите приличный звук, с другой стороны, эквалайзером уже не пошалишь и низких не добавишь - малый диаметр не сможет отыграть весь диапазон и, выпятив одну частоту, начнёт съедать другие или похрипывать от перегруза.
Кстати, посадочное место под родные динамики Caberg Just Speak ~35мм - вполне возможно, что и качество звука там получше.
Итак, тут мы имеем именно тот случай, когда размер имеет значение, поэтому на сцену выходят динамики с диаметром диффузора ~44мм от моих старых Hi-Fi наушников (самые лучшие в той линейке моделей) AIWA X915.

Зачем это всё нужно?
Резонный вопрос. Ответов несколько.
Главное, что тут имеется неразрывная связь заботы о здоровье и качестве звука. Представьте два динамика - один большой, а другой маленький; по-очереди уменьшая громкость звучания каждого, вы услышите, как маленький динамик намного раньше начинает, попискивая, сужать диапазон и мощность вопроизводимых частот, тогда как большой будет делать это намного медленнее. То есть, при одинаково низкой громкости, большой динамик будет звучать качественне - диапазон восроизводимых частот сохраниться лучше. Маленький же динамик спасёт только тонкомпенсация.
Вот так и в дороге, чтобы лучше слышать музыку в дорожном гаме, с динамиками большого диффузора не придётся делать чрезмерно громко для улучшения различаемости. Плюс звук лучше поддаётся эквализированию в силу присутствия бОльшего запаса мощности, тогда как маленький динамик начнёт похрюкивать.
Вобщем, расширяя динамический диапазон, мы достигаем высокого качества вопроизведения и меньшей необходимости делать громче и портить слух.
Есть ещё один простейший способ достижения акустического комфорта - это установка ветрового стекла на вашего двухколёсного друга. Всё гениальное - просто! :yes:
Но мы сейчас говорим о другом.

Установка.
В моём случае, пришлось расширять родные посадочные места под динамики, выдалбливая отвёрткой в плотном пенопласте гнёзда увеличенного диаметра.
Динамики прячутся под тканевую прокладку в интерьере шлема - это очень хорошо, не пришлось обклеивать их тканью самому от попадания волос, мусора и т.п.
Вот, собственно, предварительно готовый вид в сравнении с родным громкоговорителем гарнитуры:

Изображение

Изначально, место было задумано разработчиками немного под таким углом "\ /", но так выпадает часть звука, поэтому прокладками надо выставить ровное положение "| |".
Самая сложная часть - это поиск оптимального прилегания к ушам. Большого размера динамики, расположенные вплотную, улучшают слышимость баса, но за счёт того, что тканевой прокладкой сжата и искажена ушная раковина (а она у нас непроста такой причудливой формы ;) ), напрочь теряется различимость остальных частот.
Таким образом, динамик (с учётом прокладки, если она есть) должен располагаться почти вплотную, но не прижимая ухо.
Если в вашем шлеме не окажется посадочного места под динамики, то ещё у вас будет проблема найти правильное положение напротив уха по вертикали. С нестандартными динамиками от наушников это просто: хорошие изделия имеют по центру купол - вот он и должен быть направлен прямо в слуховой канал.
Некоторые плоские излучатели по центру имеют с задней стороны отверстие(я), прикрытое продуваемой тканью - не закрывайте его! Оно должно дышать.

Предварительный результат.
Итак, я получил наушники эдакого "почти открытого типа". То есть, ухи не обрамлены амбушюрами, с обратной стороны довольно толстый слой плотного пенопласта служит как своеобразным демпфером звуковых волн, отражающихся обратно от скорлупы шлема (от бубнения), так и звукоизолирующим материалом от внешних шумов.
Это далеко не тот real Hi-Fi и никогда им не будет, но очень близко! Звук немного потерял прозрачность и приобрёл некую "пластмассовость", зато... нет, даже так - ЗАТО! ЗАТО по всему диапазону, кроме низких частот, звучит намного лучше и чище моих совсем непростых Audio Technica ATH ES7. Сказались породистые динамики, которые совсем не подкачали в столь нелицеприятном для них акустическом обрамлении. Хотя прямое сравнение некорректно: Audio Technica изначально закрытого типа и прилично скрадывает высокочастотный диапазон (что бы там не писали восторженные пользователи!), тогда как старая AIWA - открытого типа и заточена под яркое звучание.
Второе "ЗАТО" отрицательное - растерялся по дороге бас. Он, конечно, есть и очень даже (!), но уже не упругий, не яркий и не столь разборчивый, как хотелось бы. Можно б обойтись да добавить его эквалайзером - чай, не в консерватории :D , но дело надо доводить до конца. И хотя его стало куда больше, чем в родных гарнитурных динамиках и он теперь станет меньше "теряться по дороге", в домашних условиях прослушивания необходимо добиться хороших результатов. Да и, вообще-то говоря, эквалайзер не даст тех результатов, которых нам необходимо добиться правильным акустическим оформлением. :geek:

Восстанавливаем бас.
Как вы думаете, зачем наушникам амбушюры? В наушниках открытого типа они больше для комфорта, а вот для закрытых наушников - это уже не только предмет облицовки. Они выполняются из какого-нибудь плотного кожзама для звукоизоляции и должны плотно облегать ушную раковину, чтобы звуковое давление шло нам в ухо, а не наружу. При ослаблении этого давления, в первую очередь, опять пропадают те самые низкие частоты. Вечно им достаётся первым. :cry:
Итак, как правило, шлемы под ухом немного уходят вниз и обеспечивают довольно плотное облегание, а вот (примерно) выше мочки уха прилегание уже никакое. Надо исправлять этот недостаток - мы ведь хотим хороший звук?
Итак, нам надо сделать прокладку вокруг ушной раковины или, как минимум, арочную дужку для верхней части уха. Тут уже всё зависит от конфигурации вашего шлема и ушных раковин. Мало того, эта импровизированная амбушюра послужит и дополнительным звукоизолятором, отрезая звук, просачивающийся вдоль стенок шлема - мы убиваем двух зайцев! В нишах для динамиков моего шлема были небольшие отверстия - их надо заделать плотным материалом. Динамики на посадочных местах в окружении прокладок должны, по возможности, создавать закрытое пространство.
Не делайте прокладку-амбушюру узкой по ширине, чтобы она не врезалась в голову. Ей надо распластаться в неровностях шлема, закрыв собой прилегающие к уху щели.
Чтобы она не сползала в процессе эксплуатации, её надо закрепить на месте, например, колечками из прозрачного скотча в паре-тройке мест с обратной стороны.
Материал должен быть мягким, но плотным одновременно: он не должен давить на голову и должен одновременнои иметь звуконепроницаемые свойства. Пороллон для этого не годится - он пропускает воздух и звук даже в очень ужатом виде. В моём случае, материалом послужила теплошумоизоляционная плоская пенка-прокладка, которую можно купить на строительном рынке.

Изображение

Изображение

Результат.
Результат полностью оправдал все мои ожидания, которые отнюдь не были завышены. Во-первых, неизвестно качество усилительной микросхемы в самой Bluetooth-гарнитуре - тут делаем скидку, во-вторых, акустика шлема крайне далека от идеальной и динамики находятся совсем не в сахарных условиях.
Но качество звука получилось замечательное! Он приобрёл, наконец, упругость и необходимую динамику, подтянув различимость инструментов низко- и среднечастотного диапазонов. Басы по качеству далеки от идеала, но они стали очень отчётливо различимы и перестали, наконец, размазываться!
Я во многом придираюсь, ибо цель-то была изначально с заявкой на Hi-Fi'ное звучание, но если убрать все эти придирки - качество звучания в домашних условиях положит на лопатки многие дорогие наушники при прослушивании дома. Ну а в дороге большая потеря качества неизбежна.
Таким образом, звук начал добротным образом доставляться в уши и перестал теряться по дороге доставки - слышимость и различимость музыки в одинаковых условиях в сравнении со штатными методами установки поднялась в несколько раз, что не потребует увеличения громкости в пути и сохранит наш слух от чрезмерной нагрузки.
Результат отличный! :so_happy:

Напоследок.
Теперь можно поговорить на отвлечённые, но непосредственно связанные темы.
Почему надо было делать музыку именно так, а не сделать музыку на скутере или носить наушники-затычки?
Музыка на скутере не будет качественной. Колхозить маленькие динамики в кофр или бардачок - это для непритязательных. Плюс не всем понравится то, что вы слушаете. Как ни странно, но это первый метод, которым идут любители музыки. :unknown:
Наушники-затычки и здоровье. Мой метод подачи звука стократ безопаснее, чем ношение наушников-затычек под шлемом (не говоря уже об удобстве), потому что затычки подают звук непосредственно в слуховой канал - а чем ближе источник звука к барабанной перепонке и чем он громче, тем хуже для здоровья.
http://www.medinfo.ru/mednews/6185.html :hospital:
Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Ученый пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши такого типа, повышают уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ.
Цифра может показаться незначительной, если не знать, что децибелы - это логарифмическая единица измерения относительного уровня сигнала. Иными словами, увеличение уровня звукового давления на 9 дБ означает его без малого двукратное увеличение!

Вот такие пироги.
Теперь пара слов о том, насколько вообще полезна звукоизоляция как таковая в шлеме.
Хотя мой метод не слишком-то её улучшает, но есть распространённое мнение, что ездок на двух колёсах должен всё хорошо слышать - будто это улучшает безопасность и всё такое. Это довольно распространённое заблуждение. И вот почему.
Возьмём автомобилиста. Он едет в глухой кабине, врубив музыку - ему наплевать на то, что он ничего не слышит вокруг. Думаете, что вы чем-то от него отличаетесь?
Некоторые не признают шлем потому, что, по их утверждению, он отдаляет их от восприятия мира. В том числе, нормальный шлем по любому будет заглушать окружающие звуки. А хороший шлем будет заглушать их очень сильно - вы уже почувствовали себя смертником, одев шлем? (Без наличия которого, кстати, вы вообще ничего не услышите из наушников.)
А теперь отдайте себе прямой отчёт: много ли вы реально ориентируетесь на слух в дороге? Да нисколько - только если рядом с вами не пердит Камаз! Весь расчёт своего движения вы делаете исключительно на глаз. Таким образом мы приходим к начальному выводу: вы ничем не отличаетесь от водителя автомобиля с включённой магнитолой.
Особенно, когда вы едете без ветрового стекла под сотню - говорить о какой-то ориентации на слух вообще смешно!
А бывалые мотопутешественники вообще советуют носить беруши под шлем, потому что шум ветра носит уже реальную опасность в виде повышения утомляемости.
Вот вам ссылка номер один о берушах, а вот вам советы бывалого мотопутешественника : номер два о берушах.
Вывод: борьба с шумом во время езды намного полезнее для организма, чем пропаганда его постоянного наличия, от которого мозг быстро устаёт и вы хуже реагируете на дорожную обстановку. Поэтому когда вы захотите сказать что-нибудь о том, как полезно слышать на ходу вокруг себя всё то, что происходит - задайте себе вопрос: как связана безопасность с "чутким" восприятием дорожной обстановки в сплошном шуме дороги и постоянным сильным свистом ветра в ушах?

Резюме.
Понятно, что не у всех есть "ненужные" наушники хорошего класса, чтобы можно было таким образом устроить им реинкарнацию, но сама идея и её принципы могут быть взяты за основу создания проводного подключения плейера или телефона с музыкой. Динамики же разных конфигураций можно купить на радиорынке. Неплохие советы по их подбору находятся на первой странице обсуждения этой темы на МСК.
Ну а у меня дело осталось только за ходовыми испытаниями, жду весны.
:music:

Идеи ещё не покинули мой моск!

Постскриптум. Идея системы активного шумоподавления.
Вот вам для затравки система активного шумоподавления в современных автомобилях. Что мешает сделать такую же, но для скутера? А ничего не мешает!
Все видели наушники с системой активного шумоподавления: к ним добавляется маленький блочок на батарейке, где встроен микрофон, воспринимающий внешние шумы и добавляющий их к основному сигналу в противофазе.
Краткий экскурс в теорию.
Собственно, теория проста: к любой гарнитуре, встроенной в шлем, можно подпаять подобный блок от наушников с активным шумодавом. Даже не слушая музыку, можно просто включать его в дороге и снижать утомляемость своего слуха.
Мне пока не из чего реализовывать эту идею (нужны "ненужные" наушники с блоком), но она, предварительно, выглядит очень интересной!

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось Sersus 09 июн 2010, 13:35, всего редактировалось 7 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамики в шлем - вопрос по радиотехнике
СообщениеДобавлено: 01 фев 2010, 20:03 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 05 окт 2009, 14:21
Сообщений: 1140
Откуда: Москва
Медали: 4
За тех. помощь 2-й степени. (1) За болото. (1) За статью 1-й степени. (1) За инновации. (1)
Скутер: Piaggio NRG, Yamaha FZ6-S2
Стаж: шестой
Пункты репутации: 24
Sersus
Про время автономной работы сказать сложно, т.к. при повышении сопротивления нагрузки ток в цепи снижается. Соответственно снижается энергопотребление.
Но из-за повышенного сопротивления динамиков относительно стока они теоретически будут играть тише, и придется больше выкручивать громкость.
Теоретически потому, что у динамиков есть очень важная характеристика - чувствительность. От нее зависит громкость. Так вот, я думаю, что у хай-файных наушиков она на высоком уровне. И они должны играть громко.
Цифры скажут немного - т.к. современные производители всячески ухищряются заысить х-ки.

Говоря короче, имхо - время работы не уменьшится...
Простите за "многабукафф" :pardon:

_________________
кубик рубика - трехмерный визуализатор процесса дефрагментации


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеСообщение было удалено | удалил: Deecor | 01 фев 2010, 22:36.
Причина: оффоп
 Заголовок сообщения: Re: Динамики в шлем - вопрос по радиотехнике
СообщениеДобавлено: 01 фев 2010, 23:03 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2009, 11:36
Сообщений: 1334
Откуда: Москва
Медали: 5
За тех. помощь 1-й степени. (1) За тех. помощь 2-й степени. (1) За болото. (1) За вклад в развитие клуба. (1) За инновации. (1)
Скутер: разные
Стаж: 20 лет
Пункты репутации: 16
Процентов на 15 увеличится


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамики в шлем - вопрос по радиотехнике
СообщениеДобавлено: 02 фев 2010, 11:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2009, 15:02
Сообщений: 103
Откуда: Москва-Бибирево
Медали: 3
За дальнобой 2-й степени. (1) За болото. (1) За статью 2-й степени. (1)
Скутер: SYM Joyride 200i
Стаж: 7 лет
Пункты репутации: 2
Deecor
"Многабукафф" очень в тему, спасибо! Я ж почти профан в радиоэлектронике, просто, с паяльником дружу и некоторыми основами, поэтому вот такие вещи с ходу логически домыслить не могу. :write:

Mikl
Из-за повышенного сопротивления? Возможно.
В любом случае, сомнения мои развеяны - сажусь за переделку. :geek:

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Установка качественного Hi-Fi звука в шлем своими руками
СообщениеДобавлено: 06 фев 2010, 16:40 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2009, 15:02
Сообщений: 103
Откуда: Москва-Бибирево
Медали: 3
За дальнобой 2-й степени. (1) За болото. (1) За статью 2-й степени. (1)
Скутер: SYM Joyride 200i
Стаж: 7 лет
Пункты репутации: 2
Тема подверглась апдейту. :!:

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
   Похожие темы   Автор   Ответов   Просмотров   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Продам шлем CABERG Downtown Silver 1500руб

в форуме Продам или обменяю

blackorange

0

8969

02 ноя 2009, 22:01

blackorange Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Продам шлем для скутеристов Lambretta – ограниченная серия

в форуме Продам или обменяю

udima

1

9294

03 авг 2011, 23:39

korover Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. [Продано] Гарнитуры в шлем Interphone F4 и Cityphone

в форуме Продам или обменяю

Sersus

0

8108

22 фев 2010, 12:36

Sersus Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Продам шлем Vega HD 190 трансформер,размер М(58)

в форуме Продам или обменяю

Бармалей

0

14987

04 июн 2015, 15:33

Бармалей Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Продам шлем Marushin 222 Niark, Размер L

в форуме Продам или обменяю

pathinside

0

6738

17 мар 2012, 02:21

pathinside Перейти к последнему сообщению


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB